Ролики для откатных ворот своими руками
Как сделать ролики для откатных ворот своими руками
При установке ворот откатного типа можно самому изготовить многие элементы, в том числе и ролики для откатных ворот своими руками. Своим повсеместным распространением распашные ворота обязаны минимальному количеству комплектующих материалов. В то время как откатные или сдвижные конструкции требуют как определенных деталей, так и навыков, что, в свою очередь, сказывается на их стоимости. Из этого следуют два основных недостатка: это высокая цена и наличие свободного места для откатывания. Но преимущества с лихвой перекрывают недостатки. Отсутствие направляющей вверху или внизу позволяет легко проезжать в ворота автомобилям различной высоты. Такие ворота практически не нуждаются в обслуживании, зачастую они полностью автоматизированы. Обшить откатные ворота можно любыми материалами.
Схема устройства откатных ворот.
В данном случае речь пойдет о том, как сделать самодельные ролики для откатных ворот.
В чем заключается принцип работы откатных ворот
Для начала необходимо разобрать составляющие ворот и принцип их работы. Они состоят из следующих комплектующих:
Схема обустройства фундамента для откатных ворот.
- Рама, которая является основой, скелетом конструкции. Она делается из профилированных труб и, как правило, в 1,5 раза шире въездного проема.
- Полотно. Материал обычно следует выбирать согласно своим целям и возможностям в финансовом плане. Чаще всего выделяют: профлист – надежный и при этом экономичный вариант, ворота из такого материала можно окрашивать в зависимости от предпочтений; художественная ковка – достаточно дорогой и престижный вариант; деревянные ворота.
- Направляющая – это массивная балка, которая располагается вверху или внизу рамы, в нее монтируется роликовая система, с помощью которой обеспечивается свободный ход откатных ворот. Вес всей конструкции приходится на несущую балку, поскольку откатные ворота полностью находятся в подвешенном состоянии.
- Роликовая система (опора) обеспечивает свободный ход полотна ворот в направляющей балке.
- Подставка под роликовую систему несет функцию стабилизации откатных ворот, в том случае, если сдвинется фундамент.
- Уловители фиксируют ворота в закрытом положении.
- Автоматика. Откатные ворота управляются автоматически.
Работа роликовой системы и ее виды
Теперь стоит переходить к рассмотрению непосредственно роликовой системы (схема 1). Обычный набор роликовой системы или роликовой опоры составляют колеса, подходящие по размерам к каретке, которая, в свою очередь, представляет собой большую металлическую пластину.
Комплект фурнитуры для откатных ворот: две каретки с металлическими роликами на закрытых шарикоподшипниках; направляющая балка длиной 6м.; верхний и нижний уловители; концевой ролик; верхний ограничитель; заглушка на балку.
К ней привариваются роликовые колесики, их количество и точные габариты должны быть просчитаны в зависимости от размеров всей конструкции. Соответственно, чем массивнее конструкция, тем больше опора и большее количество роликовых колесиков.
Бывает несколько типов откатных ворот, каждый из которых имеет свою роликовую систему.
- В консольном типе 4 пары колес, которые необходимо прикрепить либо к заложенному в фундаменте швеллеру, либо к металлической каретке. Нужно отметить, что для этого типа ворот характерным является крепление колесных опор сбоку. Они крепятся к металлическому швеллеру в верхней части конструкции.
- В подвесном типе берется несколько пар подшипниковых роликов, которые монтируются в верхнюю направляющую. Зачастую каретки с роликами крепятся на верхней направляющей, в центре и с краю. Для того чтобы четко представлять себе механизм устройства роликовой опоры и ее крепления, необходим хороший, подробный чертеж (рис. 1). Если своими руками такой чертеж сделать не получается, можно обратиться за помощью к профессионалам. Затем к полотну приваривается рельса, вся эта конструкция монтируется в раму с блоками роликовых кареток, что обеспечивает легкий ход заграждающей конструкции.
- Два блока кареток используется в откатных воротах с нижней направляющей. Конструкция ролика должна иметь форму ЖД колес (радиус обода колеса с внешней стороны меньше, чем с внутренней), тогда ролики будут не только удерживать и передвигать, но и стабилизировать полотно.
Хотелось бы заострить внимание на том, что роликовые каретки лучше крепить к рельсу на сварку, а не на болты или шпильки.
Так как это очень трудоемкий процесс, необходимо будет сверлить швеллер, нарезать резьбу, швеллер в дальнейшем нужно установить с точностью до миллиметра. А ведь подобные отверстия еще нужно проделать и в роликовых каретках. Конечно, на первый взгляд может показаться, что крепление шпильки удобнее тем, что можно снимать или как-то регулировать роликовые тележки. Но из-за ошибки всего в несколько миллиметров вы потратите огромное количество времени на демонтаж этих шпилек. Дело в том, что не нужно приваривать роликовые каретки в тех местах, в которых вы не сможете достать их болгаркой. При необходимости просто срезаем сварной шов и передвигаем каретку в нужное нам место.
Также можно приобрести готовые каретки со шпильками, изготовленные специально под ролики – это является своего рода компромиссным вариантом. В финансовом плане это несколько дороже, но зато сэкономит время.
Установка роликовой системы
Перед началом монтажа проводим линию движения ворот. По линии движения протягиваем шнур на высоту 15 см от земли и 3 см от столба. Необходимо определить расстояние от края до опоры. Для первой каретки от края ворот отступаем 150 мм и обозначаем линию ее крайнего положения. Для второй каретки измеряем общую длину ворот, вычитаем из нее 100 мм и откладываем эту длину от столба по заложенному швеллеру. Это и будет крайним положением для второй каретки. Производим монтаж: роликовые каретки вставляем в несущую рельсу поочередно и сдвигаем их ближе к центру ворот.
Схема подключения элементов автоматики откатных ворот.
Далее, полотна ставят, вертикально расположив обе каретки по касательным, так, чтобы они прилегали к заранее натянутому шнуру. Привариваем вторую роликовую каретку, потом полностью откатываем полотно в проем. Регулируем положение каретки и привариваем первую каретку. Убираем полотно с роликовой основы, привариваем к заложенному швеллеру регулировочные площадки и прикрепляем к ним каретки. Сдавим полотно на каретки и задвигаем конструкцию. При помощи гаечного ключа регулируем положение полотна. Чтобы роликовые каретки правильно расположились внутри направляющей, ослабляем верхние гайки. После этого необходимо несколько раз прокатить ворота от одного края к другому, обращаем внимание на то, как ходят створки ворот, если ход свободный, то необходимо немного подтянуть гайки. Если же ворота движутся с затруднением, то гайки, наоборот, нужно ослабить. Кроме того, в процессе регулировки необходимо следить за тем, чтобы не появлялось перекосов роликовых основ, при необходимости устранить с помощью гаечного ключа.
В большинстве случаев во всех типах откатных ворот с целью более надежной фиксации полотна используют несколько пар дополнительных роликов, расположенных внизу заграждающей конструкции.
Основная масса ворот приходится на пару несущих кареток, поэтому они должны быть изготовлены из особо прочного материала. Для этих целей подойдет черная либо оцинкованная сталь. Изготовление роликов из такой стали на подручных мощностях достаточно трудоемкий процесс, все-таки не у каждого дома есть токарный станок и 380 кВт в сети. Несущая каретка должна равномерно распределять вес полотна по всей заградительной конструкции. Для того чтобы работа механизма была плавной без скрипов и рывков, его необходимо обработать специальной смазкой.